В 24 км к северо-востоку от Рима есть небольшой городок под названием Тиволи, где находятся две виллы, включенные в число памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: вилла Адриана и вилла д’Эсте. Про первую мы расскажем в другой раз, а этот фотоотчет – о вилле д’Эсте (Villa d’Este).
Вилла д’Эсте - одна из самых знаменитых итальянских вилл XVI века. Ее создание связывают с именем кардинала Ипполито II д’Эсте (1509-1572), которого в 1550 году римский Папа Юлий III назначил губернатором Тиволи. Его резиденцией стали строения бывшего бенедиктинского монастыря, не впечатлившие кардинала. Ипполито II д’Эсте, считавшийся высоким ценителем искусства, решил построить на этом месте дворец, а на примыкающем склоне - разбить парк.
Фото 1. Вид на Тиволи со стороны виллы Адриана.
Фото 2. Вид на Тиволи со смотровой площадки виллы д’Эсте.
В качестве автора проекта был выбран архитектор и археолог Пирро Лигорио, осуществлявший раскопки на расположенной поблизости вилле Адриана, а прежде работавший на проектах в Ватикане. Вилла д'Эсте стала его звездным творением. Вместе с инженерами он создал для парка очень "продвинутую" по тем временам гидравлическую систему, основанную на использовании для подачи и циркуляции воды в основном силы тяжести, а не насосов. Вода при этом поступала по специальному тоннелю из протекающей рядом реки Анио.
Фото 3-3b. В парке виллы д’Эсте.
Строительство началось в 1560 году и длилось больше 10 лет. Вилла была торжественно открыта в сентябре 1572 года, однако кардинал, скончавшись спустя всего несколько месяцев после этого, не успел по-настоящему насладиться своим новым жилищем и роскошным парком. Ну а потом была череда смен собственников, и периоды процветания усадьбы сменялись периодами её упадка.
Фото 4-5. Интерьеры виллы д’Эсте.
В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения, а украшавшие ее античные статуи и фламандские гобелены тогда были в основном распроданы, оказавшись разбросанными по различным музеям и частным коллекциям. По окончании Первой мировой войны вилла была национализирована государством, но сильно пострадала в годы Второй мировой войны. После того, как на вилле провели глубокую реконструкцию, там открыли музей.
Фото 6-7. В парке виллы д’Эсте.
Вилла представляет собой единый ансамбль, состоящий из дворца и огромного живописнейшего парка эпохи Возрождения. Построенные в парке фонтаны, каскады, каналы, гроты были чудом фантазии и инженерного искусства, и сад виллы д‘Эсте у современников получил название "Театр воды". В течение следующих двух столетий после сооружения виллы ее сады и водные объекты имитировали в парках от Португалии до Санкт-Петербурга. Так что этот парк принято считать предтечей и прототипом садов Версаля, Петергофа и других европейских дворцов. И даже спустя более 400 лет - в 2007 году - этот парк получил премию «Самый красивый парк Европы».
Давайте смотреть и начнем мы с дворца!
Фото 8ab. Внутренний двор виллы, где прежде был монастырский клуатр. Основной элемент двора - фонтан со статуей
спящей Венеры (скульптор Рафаэлло Сангалло, 1568-69 гг). Венеру охраняют белые геральдические орлы рода д’Эсте. По
обеим сторонам стоят дорические колонны, сверху - мраморный бюст императора Константина.
Во многих помещениях дворца д’Эсте до сегодняшнего дня сохранились в довольно приличном состоянии традиционные для эпохи Возрождения фрески и лепнина на стенах.
Фото 9-10. Салон фонтана. В этом зале хозяева принимали гостей, устраивали концерты. Основной элемент декора -
фонтан со скульптурами и разноцветными керамическими украшениями, отделанный морскими ракушками и драгоценными камнями.
Чаша держится на двух каменных дельфинах. Салон расписан под руководством Джироламо Муциано в 1565 г.
Фото 11-12. Потолочные росписи Зала Геракла. Художник - Джироламо Муциано.
Помимо фресок и лепнины, залы были украшены античными статуями (многие из которых, к сожалению, уже утрачены, другие - ныне часть иных коллекций), по стенам были развешаны фламандские гобелены. Злые языки утверждают, что вилла была декорирована в том числе и античными скульптурами, обнаруженными при раскопках, проходивших в середине XVI века на вилле Адриана, тоже расположенной в Тиволи. А кардинал Ипполито II д’Эсте, как уже упоминалось, был в это время губернатором Тиволи...
Фото 13. Эрос, натягивающий свой лук, II век н.э. Одна из скульптур, которая раньше украшала виллу д’Эсте,
а теперь - часть коллекции музея на Капитолийском холме.
Всю концепцию внутреннего убранства виллы разрабатывали лучшие архитекторы и художники того времени. Ее интерьеры должны были подчеркнуть высокий статус хозяина, его благородство и художественный вкус.
Фото 14-15. Зал Славы. Художник - Федерико Дзуккари, 1566-1568.
Фото 16. Зал Благородства. В центре потолка изображена фигура Благородства, окруженная помощницами
- Великодушием и Щедростью. Художник - Федерико Дзуккари, 1566-1568.
Фото 17. Мемориальная доска в память о пребывании на вилле Ференца Листа. Вилла видела многих знаменитых
гостей за свою историю: Марка Твена, Хосе Карераса, Максимилиана Волошина... Композитор Ференц Лист несколько
раз посещал виллу в период с 1865 по 1885 год и посвятил ей три фортепианных произведения — «У кипарисов виллы
д’Эсте» (№I и №II) и «Фонтаны виллы д’Эсте».
Несмотря на великолепное декоративное оформление виллы, все же ее главная достопримечательность - это парк с фонтанами, который до сих пор считается шедевром садово-парковой архитектуры эпохи Возрождения. Вот как об этом сказал Павел Мурадов: «Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта. Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закругленные лестницы ведут к ним, зеленый мох лежит толстым слоем на их баллюстрадах. Аллеи проходят под сводами вечнозеленых дубов. Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров. Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков. Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твердые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Все это есть на Вилле д’Эсте, и никакое воображение не в силах представить богатства ее вод, расточительности фонтанов, величия бесконечно спускающихся лестниц и простора Кампаньи, открывающихся с ее высоких террас». Трудно сказать лучше.
Рис 1. План-схема парка виллы д’Эсте (из интернета). Вилла расположена на холме, а на его склоне разбит
парк, террасами спускающийся к пологой части, где устроен партер. Параллельно склону проходят две главные оси:
верхняя (Аллея ста фонтанов) и нижняя, состоящая из цепи прямоугольных водоемов.
Аллея ста фонтанов - это, пожалуй, самое знаменитое чудо этого парка. Из двухъярусной стены протяженностью 150 м, густо покрытой зеленью и мхами, выглядывают маскароны (пристенные маски), а струи из их ртов льются в неширокий канал. На третьем уровне этого впечатляющего каскада - небольшие веерообразные фонтаны.
Фото 18-20ab. Аллея ста фонтанов.
Аллею ста фонтанов с одной стороны замыкает Овальный фонтан (или Тиволи), а с другой - фонтан Рометта. Фонтан Рометта - это воплощение идеи кардинала д’Эсте воспроизвести в своем парке основные римские достопримечательности в миниатюре. Назание этого фонтана так и переводится: «Маленький Рим».
Фото 21-22. Фонтан Рометта, по проекту Пирро Лигорио, 1567-1570.
В самом его центре — скульптура Ромы Победоносной, а рядом — статуя волчицы, кормящей основателей города
- Рема и Ромула. Лодка с мачтой-обелиском символизирует остров Тиберина в Риме, на реке Тибр. Овал из
вечнозеленого самшита, хорошо видный сверху, видимо, олицетворяет Колизей. Были там и другие узнаваемые
приметы Вечного города (Пантеон, Арка Константина, античные колонны), но их не пощадило время.
Овальный фонтан, или фонтан Тиволи, - один из первых фонтанов в саду (1565-1570), и один из самых известных. Назван он овальным из-за своей формы. Спроектирован также архитектором виллы Пирро Лигорио.
Фото 23-25. Овальный фонтан. Над фонтаном возвышается искусственная полукруглая
глубокая ниша с арками. В них десять нимф из серого вулканического туфа держат вазы, из которых льются струи
воды, а из большой чаши низвергается впечатляющий каскад. Над фонтаном - огромная cтатуя пророчицы Сивиллы.
Слева и справа от нее - еще две статуи, олицетворяющие две местные реки. Но в густой зелени рассмотреть их
практически невозможно. Не об этом ли писал Максимилиан Волошин, побывав в этом парке: «Зацветшие мраморы старых
террас,/Разросшийся плющ на пороге.../В таинственных гротах одетые мхом/ Забытые, старые боги…»
Фото 26. Один из видов парка, открывающийся от здания виллы, сверху вниз по склону. На этой оси - несколько фонтанов.
Фото 26ab. А это тот же вид, только снизу вверх, из парка в сторону дворца.
Готовя этот альбом, мы неожиданно для себя наткнулись на это название - Фонтан драконов, и решили, что, гуляя по парку, мы его пропустили, поскольку никаких драконов не видели. Дальнейшее изучение вопроса показало, что нет, фонтан этот мы видели. Просто сейчас драконы обросли мхом и больше напоминают леших. Вот так этот фонтан выглядит сейчас (живописно, но совсем не по-драконовски!):
Фото 27-28. Квест «Найди дракона!». Фонтан драконов - композиция из сидящих в круг, спинами друг к другу 4-х
драконов, из пасти которых низвергаются потоки воды. Этот фонтан торопились соорудить к приезду на виллу в 1572 году Папы
Григория XIII, на гербе которого изображен дракон. По первоначальному замыслу, фонтан был посвящен теме борьбы добра
со злом, поэтому в нишах собирались установить фигуры известных "борцов" - Геракла, Марса, Персея, гладиаторов. Из-за смерти
кардинала Ипполито II д’Эсте фонтан тогда остался незавершенным, закончили его сооружение только спустя столетия. При
этом ниши по бокам так и остались пустыми, а единого многоголового дракона заменили на четырёх драконов, глядящих
в разные стороны.
Фото 29. А вот и драконы, если их слегка почистить. Но мохнатость им в принципе очень даже идет.
Фото из интернета.
В 1605 году кардинал Алессандро д’Эсте (1558-1624) существенно обновил парк, появились новые фонтаны, в том числе, созданные знаменитым Джан Лоренцо Бернини. Один из них сохранился и по-итальянски называется "Фонтан дель Биккьероне". Замысловатое слово "биккьероне" переводится просто как "большая рюмка" или "кубок", так что у туристов этот фонтан проходит как «Кубок Бернини». Он действительно напоминает гигантскую рюмку-кубок, установленную внутри большой раковины. Говорят, что Бернини лично наблюдал за ходом его сооружения и сам регулировал высоту струй фонтана, чтобы они не загораживали вид на соседний фонтан.
Фото 30. Кубок Бернини.
Фото 31. Кубок Бернини - вид сверху (похоже на шестерёнку!). Под ним - Фонтан драконов.
В саду на сегодняшний день, как пишут, насчитывается больше пятисот фонтанов. Ни подтвердить, ни опровергнуть не можем: не считали. По ощущениям, фонтанов, оформленных скульптурой или ее элементами, гораздо меньше. Видимо, все дело в методике подсчета. Наверно, если просуммировать все форсунки, откуда струится вода, то к такой цифре - 500 - можно придти.
Фото 32. Фонтан совы. Ниша обрамлена ионическими колоннами. Вверху, над нишей, находится герб д'Эсте, который
держат два ангела. Этот фонтан, как и Фонтан органа, был музыкальным: в нем пели птицы. Двадцать раскрашенных бронзовых
птиц были размещены в нише, на двух металлических оливковых ветвях. У каждой птицы была своя песня, создаваемая подачей
воды и воздуха. При появлении механической совы птицы переставали петь, затем, в конце представления, возникала общая
птичья песня. Эта музыкальная "фишка" фонтана вызывала восхищение и копировалась в других европейских парках.
К началу XIX века хрупкий механизм, благодаря которому птицы пели - изобретение французского инженера Люка Леклерка -
полностью разрушился. Читали, что вроде бы недавно современные инженеры создали новую версию старого оборудования, но при
нас фонтанные птицы молчали.
Фото 32ab-33ab. Фонтаны парка спроектированы и сооружены в разные периоды истории виллы,
но размещение каждого из них тщательно продумано.
Фото 34-35ab. Фонтан «Богиня Природы». Известен также как фонтан матери-природы, богини плодородия.
В центре - статуя Дианы (Артемиды) Эфесской, богини природы. Вылепленная в 1568 году статуя изначально была
частью Фонтана органа, но в XVII веке их "разлучили", и теперь эти фонтаны находятся в разных частях парка.
Но, пожалуй, самые известные и эффектные фонтаны парка - Фонтан Нептуна и Фонтан органа. Со стороны цепочки водоемов они выглядят просто роскошно.
Фото 36-37. Перед нами каскад из двух больших фонтанов: наверху здание замысловатой архитектуры - это Фонтан
оргАна. Ниже него, со множеством мощных вертикальных струй - Фонтан Нептуна, последнее по времени приобретение виллы.
Его возвели в 1927 году на месте бывшего фонтана работы архитектора Бернини (не сохранился), чтобы воссоздать комплекс каскадов.
Фото 39. Фонтан органа. Автор - Пирро Лигорио, 1568. Внешне он выглядит как фасад здания в стиле барокко.
Но замечателен он, прежде всего, тем, что стал первым фонтаном с гидравлическим органом. Вода, проходя по
специальным встроенным внутри фонтана трубкам, вырываясь наружу, издает мелодичные звуки.
Фото 40. Фонтан органа. Вот в этом маленьком павильончике и «прячется» орган. Звучащий фонтан настолько
поражал современников, что присутствовавший на открытии виллы Папа Григорий XIII заглянул во внутренние помещения,
чтобы убедиться, что там не спрятан настоящий орган. Гидравлический орган, почти полностью утраченный к концу XVIII века,
в настоящее время восстановлен, и теперь каждые два часа посетители могут услышать четыре небольшие композиции эпохи Ренессанса.
К сожалению, мы этот момент пропустили, так что поделиться впечатлениями не можем.
Фото 41ab-43. Фасад фонтана уже в XVIII веке украсили статуями Орфея и Аполлона, а также кариатидами.
Перед Фонтаном Нептуна разбиты прямоугольные пруды с рыбками, куда попадает вся масса воды, миновав верхние фонтаны. Эта цепочка прудов выглядит необычайно живописно!
Фото 44-46. Живописная цепочка прудов.
Конечно, фонтаны виллы д’Эсте не имеют той парадной пышности и блеска позолоты, как фонтаны Петергофа и Версаля. Парк этой виллы берет другим: какой-то поразительной гармонией с природой того, что создано человеком. Все водные объекты парка вписаны в окружающие ландшафты изумительно. И легкая обшарпанность, замшелость, даже отсутствие отдельных скульптурных элементов этому парку как-то очень к лицу. Все это придает садам виллы д’Эсте слегка мистический, таинственный и романтический эффект и оставляет действительно незабываемое впечатление.
{↑}